Сказки и правда.

 

Ефим: - Если не верить в сказки, зачем же тогда жить?

Клавдия: - Не сказки нужны, а правда, за которую и помереть не жалко!

В. Гроссман, «Комиссар»

 



Hosted by uCoz


1. Любите ли Вы сказку, как люблю её я?

2. На телевидении и радио - заговор: они сказки замалчивают!

3. Сказка - существенная правда!

4. Вы к нам приехали, чтобы записывать сказки, а мы здесь работаем, чтоб сказку сделать былью, понимаете ли!

5. Так кто победит: Санта Клаус или Дед Мороз?



(Это план будущего научного труда о взаимоотношениях сказки с правдой.В.Ж.)



13 января 2006 в 15.00 - Русский фольклорный вокальный ансамбль "Берегиня" Дома детского творчества г.Ломоносова при участии Русского народного ансамбля "Соловейко" из Ломоносова во дворце "Каменное Зало" ГМЗ "Ораниенбаум" участвуют в фольклорном концерте "Старый Новый год". Прозвучат рождественские христославления, святочные колядки и щедровки, которые пели русские дети прошлых веков во время Сочельника и Святок, т.е. 12 дней от Рождества до Крещения, а также лирические, хороводные и плясовые и календарные песни.

Нынче модно считать, что Новый год люди русские стали праздновать чуть ли не благодаря петровскому указу. Однако и во времена допетровские, значительно более древние, россияне встречали на свой лад пришествие нового времени...

- Ритуал празднования Нового года очень древний - не только допетровский, но и дохристианский. Связан он с культом предков. Заканчивался один жизненный цикл, начинался другой, и в этот краткий миг "открывались ворота" из одного мира в другой - "встречались" живые и мертвые.
Нынешний новогодний персонаж - Дед Мороз - не случаен. Это образ деда-предка, приходящего "проведать" родных и близких. Христианство, органично восприняв элементы язычества, внесло свои компоненты, и со временем сложилась трехчастная форма праздников:
Рождество 7 января (25 декабря - ст.ст.) - Новый год 14 января (1 января ст.ст.) - Крещение 19 января (6 января - ст.ст.).

По старому стилю (Юлианский календарь):
Три самые длинные зимние ночи "Карачун" (21-24 декабря) - кульминация тьмы, а потом рождение солнца, света - прибавление дня. 25 декабря - Рождество Христово. Канун рождественского праздника - Сочельник (24 декабря) - последний день поста. Постились "до звезды", и трапеза соответствовала поминальной - ели кутью, поминая предков. В Белоруссии, кстати, и сейчас этот день называется "деды" - время диалога с ушедшими.


Сейчас в гламурных журналах, привыкших писать о постельной жизни "звезд" и "бомонда", развивается эротическая мифология Деда Мороза. Оказывается был злой языческий бог Трескун или Морозко, потом он стал добрым Дедом Морозом, женатым на Зиме. Потом у Деда Мороза и Весны родилась Снегурочка, ставшая ему впоследствии внучкой. Эта ересь не имеет никакого отношения к правильному пониманию образа Деда Мороза. Не было такого славянского бога - Деда Мороза, ни с кем он не спал и никто у него не родился. По древним славянским повериям, скорее всего в виде Деда Мороза предстал твой дедушка или прадедушка, или даже твоя любимая бабушка из далекого детства, они принесли тебе праздник Новый Год и подарки под Рождество. Можно, конечно, допустить, что это родители положили подарки под елочку, но ведь им то об этом напомнили - их дедушка и бабушка из их детства. Эти дедушки и бабушки несут защиту, благополучие и покровительство своим потомкам, всем их начинаниям. Поэтому Новый Год - самый семейный праздник. Поэтому на Новый Год нужно вспомнить всех своих живущих и ушедших.


От Рождества до Крещения (25 декабря - 6 января) длились святочные дни - колядовали, гадали, шумно веселились.
Колядование на Святки тоже связано с культом предков, ведь колядники-ряженые - это ритуальные люди. Они считались как бы посредниками между двумя мирами. "Шли мы издалека..." - странники, "дальние люди". Колядование было удивительной возможностью изменить, как бы мы сейчас сказали, социальный статус. "Ряженые" одевались, чтобы их не узнали. Можно было выбрать "роль" и в ней пожить, поиграть. Пошалить. Освободиться от привычного, дать разгуляться эмоциям, показать широту и удаль. Между греками и католиками в средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске рыскают по улицам в мрачном или огненном виде, терзая, мучая, увлекая встречных и поперечных. Переряженные или святочники умышленно представлялись личинами бородатыми, рогастыми. Колядники пели, играли на разных инструментах и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане потчевали этих ряженых вином и кушаньем. Главным даром для колядников изначально был каравай хлеба. Потом уж со временем дары стали разнообразнее - конфеты, сладости, игрушки.

На восьмой день Святок приходился Новый год. 1 января (14 января - по новому стилю) церковь отмечает день памяти Святого Великого Василия, архиепископа Кесарии Кападокийской (379), а потому в народе Новый год называли "Василь-день". В дохристианское время на 8 день после солнцестояния древние люди приносили дары Матушке-Земле, чтобы она проснулась и дала богатый урожай. Поэтому и Василий Великий в народе считался покровителем плодородия, подателем урожая и приплода домашнего скота, особенно свиней. Еще у него есть народное прозвище "Василий-свинятник". На некоторых иконах Василия Великого изображали пасущим свиней. На Старый Новый год, как сейчас называется в народе этот праздник, на столе не лишней может оказаться свинина или печенье ("козюли") в виде свинюшек.

В ночь перед "вещим" Василь-днем, также как и в Сочельник - особенно верными считались предсказания гаданий. Гадали только девушки (замужним женщинам - это нельзя было), обычно - о женихе или урожае. Гадать могли разными способами: на воде, на кольце, на зеркалах, по башмачку и многими другими способами.
Самые отчаянные девушки гадали в овинах, заброшенных избах или неосвещенных банях. Они обнажали некоторую часть тела и выставляли ее из двери бани, приговаривая:

"Шани меня
Мани меня
По голой попище
Мягкой ручищей"


или:

"Мужик богатый,
Ударь по ж...е рукой лохматой!"


Если девушка чувствовала руку мохнатую, то предполагался богатый жених, если голая - бедный, если шершавая - то будет бить в замужестве, а если мягкая - любить. Правда, бывали случаи, что пробравшиеся тайком к двери бани парни играли роль "шершавого жениха", и такие гадания могли закончится даже психической травмой для гадающей девушки.

После христианизации Руси и до Петра подарки на Рождество - хороший урожай и довольство в доме - дети и взрослые просили не у Деда Мороза, а у Василия-Великого. В православных странах Греции, Болгарии, Кипре до сих пор подарки под елочку приносит не Никола-Чудотворец (или Санта-Клаус), не лапландский Йоллопуки (в переводе с финского "Козья морда") и даже не Дед Мороз, а Святой Василий.

Вот как поется и в старинной русской колядке:


Зазвонили звоны
Да по все Вселенной
Радуйся!
Ой, радуйся, Земля,
Сын Божий народился!


Ой, радуйтесь, люди,
Три праздничка будет
Радуйся!
Ой, радуйся, Земля,
Сын Божий народился!


А шо первый праздник -
Святое Рождество
Радуйся!
Ой, радуйся, Земля,
Сын Божий народился!


А шо другий праздник
Святое Василья
Радуйся!
Ой, радуйся, Земля,
Сын Божий народился!


А шо третий праздник
Святое Крещенье
Радуйся!
Ой, радуйся, Земля,
Сын Божий народился!


Накрывайте столы
Столы тесовые
Радуйся!
Ой, радуйся, Земля,
Сын Божий народился!




После перехода на Григорианский календарь, православная церковь продолжает в богослужении придерживаться старого стиля (разница - в 13 дней). И народный календарь аграрных работ, основанный на днях православных праздников, продолжает жить в народном сознании. Поэтому праздник Старый Новый год остался для россиян самым "своим", интимным и душевным праздником. Пусть это не красный день календаря, даже в календаре он никак не упоминался. Но Вознесенский в стихотворении "Старый Новый Год" писал:
"С первого по тринадцатое
Жены не ждите мужей"

В советское время три праздника Святок преобразилась так:
Новый Год - Рождество(каникулы) - Старый Новый Год.
В Старый Новый Год заканчивались все праздники, разряжалась елка, но все дети стремились к последним отзвукам праздника. У Юнны Мориц есть такое стихотворение:


"Он старый-старый, он совсем не Новый,
На нем уже пылали эти свечи,
На нем уже звучали эти песни...
Но все же мне верните Новый Год!"



Поздравляем со Старым Новым Годом!
И приглашаем встретить его вместе с "Берегиней"!
И приготовьте монетку или конфетку!


Владимир Журавлев www.bereginya-folk.narod.ru



-------------------------------------------------------------------------

"...В Великороссии святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжанием в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями.

...Даже в Москве и Петербурге до сих пор существует обычай славления ребятишками Рождества Христова целыми группами под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком; после каждого славления, притом поется в доме молитва, говорится: "С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем", и прочее. Иногда нечто в более шутливом тоне. Ныне в столицах обычай этот выводится, но было время, когда не принять так называемых христославов считалось за грех для домовладыки и оскорблением для христославов."

"Русский народ - его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия". Собраны М.ЗАБЫЛИНЫМ, 1880 год